?

Log in

No account? Create an account

Настоящий зелёный блогер

Оперативное противодействие особо сложным нарушениям природоохранного законодательства РФ

Previous Entry Share Next Entry
КОНТЕНТ №2, Часть вторая (в подтверждение контента №1)
greenpatriot


В связи с выявлением признаков нарушения природоохранного законодательства управлению Росприроднадзора по ХМАО - Югре поручено провести внеплановую проверку соблюдения ООО «МДМ- Транссервис» природоохранного законодательства и законодательства по обращению с отходами производства.
В результате контрольных мероприятий, проведенных контрольным департаментом совместно с прокуратурой Уватского района и работниками управления Росприроднадзора по Тюменской области, на территории Вареягского месторождения Пограничного лицензионного участка (Уватский район, Тюменская область), установлены факты искажения ООО «ПИТ «СИБИНТЭК» информации о состоянии окружающей среды и превышения нормативов образования отходов, содержащие признаки административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 8.2 и 8/5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проведении осмотра площадки скважины № Р-110 на Северо- Комаринском месторождении (Уватский район, Тюменская область) контрольным департаментом совместно с сотрудниками прокуратуры Уватского района, работниками управления Росприроднадзора по Тюменской области и Уватского лесничества выявлены факты сокрытия ООО «Норд-Ост Гео» загрязнения почвы отходами IV класса опасности путем заваливания места складирования отходов бревнами и присыпанием землей.

При этом ООО «Норд-Ост Гео» в управление Росприроднадзора по Тюменской области представлены документы, формально подтверждающие, что шламовый амбар на осматриваемом участке был рекультивирован в сентябре 2012 г., а буровые отходы в объеме 300 куб.метров вывезены с его территории для дальнейшего обезвреживания подрядной организацией ООО «Сибпромстрой».

Учитывая климатические условия (участок занесен снегом, резко отрицательная температура окружающего воздуха), фактический размер ущерба, причиненного природным компонентам загрязнением участка, а также иные нарушения природоохранного законодательства, возможно установить только по результатам комплексной проверки ООО «Норд-Ост Гео», проведенной после снеготаяния.

В своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации Глава государства неоднократно обращал особое внимание на необходимость изменения принципов деятельности контрольно-надзорных структур, ухода от проведения большого количества безрезультатных проверок к повышению их эффективности и целесообразности каждой проверки.

Вместе с тем результаты проверки свидетельствуют о'том, что игнорирование законодательства об охране окружающей среды, повсеместное нарушение установленных правил обращения с отходами производства отдельными природопользователями стало возможным в связи с ненадлежащей организацией контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации.

Территориальные органы Росприроднадзора, на которых в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 285 возложены обязанности по государственному экологическому надзору за предприятиями нефтегазовой промышленности, зачастую неэффективно реализуют свои полномочия, имеет место формальное проведение проверок.

В частности, у ООО «Норд-Ост Гео» и ранее выявлялись аналогичные нарушения природоохранного законодательства, но адекватных мер со стороны управления Росприроднадзора по Тюменской области не было принято.
Так, по требованию прокуратуры Тюменской области в октябре 2012 г. проведена внеплановая проверка ООО «Норд-Ост Гео», по результатам которой установлены грубые нарушения природоохранного законодательства при эксплуатации скважин № Р-94 и Р-110 на Северо- Комаринском месторождении (хранение отходов бурения на ОРО, не внесенных в государственный реестр, загрязнение почвы отходами И и III классов опасности в концентрации, до 27 раз превышающей фоновую пробу, загрязнение почвы нефтепродуктами в концентрации, до 500 раз превышающей фоновые пробы).

При этом управлением Росприроднадзора по Тюменской области не проведены в должной мере мероприятия по контролю за устранением отмеченных грубых нарушений законодательства об охране окружающей среды и обращении с отходами производства. Вывод об устранении нарушений сделан в июне 2013 г. исключительно на основании представленного договора с ЗАО «Экое» на проведение работ по рекультивации шламового амбара скважины № Р-94 и письменных пояснений руководства ООО «Норд-Ост Гео».
Недостатки в организации контрольно-надзорной деятельности управления Росприроднадзора по Тюменской области и ранее отмечались органами прокуратуры.

Так, региональной прокуратурой в 2012 году были выявлены нарушения, допущенные управлением Росприроднадзора по Тюменской области при организации проверочных мероприятий в нефтяных компаниях на предмет соблюдения ими требований законодательства об охране окружающей среды.

В частности, при проведении плановой проверки ООО «Северо- Демьянское» был выявлен факт использования нерекультивированных мест размещения отходов бурения (шламовых амбаров), находящихся на балансе прежнего владельца лицензии (ОАО «Тюменнефтегаз»). Как показала прокурорская проверка, места размещения отходов, принадлежащие ОАО «Тюменнефтегаз», в государственном реестре ОРО отсутствовали, при этом никаких мер но понуждению к исполнению экологического законодательства управлением не принято.

Только после внесения руководству управления предостережения о недопустимости нарушения закона ОАО «Тюменнефтегаз» привлечено к административной ответственности за несоблюдение экологических требований при обращении с буровыми отходами в виде штрафа на сумму 100 тыс.рублей, а шламовые амбары внесены в государственный реестр ОРО.

Отмечается низкая эффективность проверок, проводимых управлением Росприроднадзора по Тюменской области.

Несмотря на имеющиеся проблемы в соблюдении природопользователями законодательства об охране окружающей среды и обращении с отходами производства, в 2012 году управлением проведено всего 9 проверок организаций, осуществляющих добычу, переработку и транспортировку углеводородного сырья (в том числе 2 - по требованию прокуратуры Тюменской области), из них нарушения установлены только по результатам 6 проверок (результативность 67%). В 2013 году проведено 5 проверок, нарушения установлены только по результатам одной проверки (результативность 20%). Проверки организаций, осуществляющих деятельность по переработке нефтяных и буровых отходов, управлением за последние 3 года не планировались и не проводились.

Указанные нарушения стали возможны в связи с неспособностью надлежащим образом организовать работу управления Росприроднадзора по Тюменской области его руководителем Мартынчук М.И., при попустительстве которой допускаются факты превышения должностных полномочий.

К примеру, с нарушением требований Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) и приказа Росприроднадзора от 29 сентября 2010 г. № 283 была переоформлена лицензия ООО «Научно-исследовательский институт экологии и рационального использования природных ресурсов» (далее ООО НИИ ЭИРПР) № 72-0041 на осуществление деятельности по сбору, использованию, транспортировке и размещению отходов I - IV классов опасности.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 99-ФЗ лицензирующими органами являются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, осуществляющие лицензирование.

Кроме того, согласно статье 9 Федерального закона № 99-ФЗ деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом Росприроднадзора от 29 сентября 2010 г. № 283 установлено, что только центральный аппарат Росприроднадзора имеет право определять территориальное управление, уполномоченное выдавать лицензии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим один и тот же вид хозяйственной и иной деятельности по сбору, использованию, транспортировке и размещению отходов I-IV классов опасности на территориях двух и более федеральных округов Российской Федерации.

В нарушение указанных выше положений закона и приказа Росприроднадзора была переоформлена лицензия ООО НИИ ЭИРПР1 путем включения в место осуществления лицензируемой деятельности ряда субъектов Российской Федерации, в том числе не находящихся в пределах Уральского федерального округа (ХМАО - Югра, ЯНАО, Ненецкий автономный округ, Курганская, Челябинская, Свердловская, Оренбургская, Омская, Самарская, Томская области, Красноярский и Краснодарский края, республики Татарстан, Бошкортостан, Саха (Якутия)).

По указанным фактам в ходе проверки направлен запрос в прокуратуру Тюменской области для дачи правовой оценки действий руководителя управления Росприроднадзора по Тюменской области Мартынчук М.И.

Имеет место некачественная реализация полномочий также и со. стороны иных контрольно-надзорных органов, осуществляющих деятельность на территории субъектов Российской Федерации, не в полной мере реализуются полномочия органов местного самоуправления в части осуществления муниципального контроля.

Так, ненадлежащая реализация должностными ’ лицами администрации ^Нижневартовска (ХМАО - Югра) полномочий собственника муниципальных земель в части контроля целевого использования переданного в аренду земельного участка стала причиной того, что участок площадью ! ,4 гектара, расположенный в пределах границ муниципалитета, в течение двух лет захламлялся отходами производства нефтепродуктов IV класса опасности предпринимателем Аникиным Е.М., что принесло ущерб почве на сумму 143,7 млн.рублей.

Всвязи с некачественным проведением работниками управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре проверки полигона по сбору и утилизации нефтесодержащих, буровых и бытовых отходов на Приобском месторождении в районе 117 куста, принадлежащего ООО «ИнвестОйл», а также ненадлежащей организацией надзора со стороны Северо-Уральского управления Ростехнадзора, не были своевременно выявлены и пресечены факты грубого нарушения законодательства при эксплуатации указанного опасного промышленного объекта, что способствовало взрыву и пожару на предприятии и гибели 11 его работников.

Отсутствие должного уровня государственного земельного надзора со стороны регионального управления Росреестра по ХМАО - Югре, а также устранение администрации Нижневартовского района от исполнения полномочий собственника земельного участка, переданного в аренду ЗАО «Трест-площадка фирмы «Стройиндустрия», стали причинами экстремально высокого загрязнения окружающей среды в районе водоохранной зоны р.Вах в непосредственной близости от территории питьевого водозабора г.Нижневартовска.

Земельный участок, переданный на 20 лет под строительство кирпичного завода, в течение 12 лет фактически использовался для несанкционированного размещения и хранения нефтешламовых отходов III класса опасности.
В результате незаконной деятельности предпринимателей, организовавших ЗАО «Трест-площадка фирмы «Стройиндустрия» а также ряд аффилированных с ними структур (ЗАО «Росэкопромпереработка», ЗАО «Росэкопром», ООО «Завод экологического машиностроения», ООО «Промышленные технологии», ООО «Природа», ООО «Эковизион» и др.) скопилось свыше 50 тыс.куб.метров нефтяных и буровых шламов. Ущерб окружающей среде составил около 65 млн.рублей. Более того, в связи с грубыми нарушениями природоохранного законодательства существует высокий риск попадания токсичных отходов в питьевой водоем г.Нижневартовска.

В сложившейся ситуации особую озабоченность вызывает бездействие правоохранительных органов ХМАО - Югры, не принимающих действенных мер к пресечению преступной деятельности недобросовестных предпринимателей, подвергающих риску жизнь и здоровье более 250 тыс. жителей г.Нижневартовска, наносящих ущерб водной экосистеме р.Вах (приток р.Оби).
Недостатки в организации контроля со стороны руководства управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре отчасти способствовали совершению его должностными лицами преступных деяний.
В частности, управлением МВД России по ХМАО - Югре во взаимодействии с региональным управлением ФСБ России по Тюменской- области задокументирована преступная деятельность и возбуждено уголовное дело в отношении заместителя начальника отдела надзора и контроля за водными ресурсами, безопасностью гидротехнических сооружений Иванова Н.Н. и старшего специалиста отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Копыловой Я.П., которые под видом предоставления покровительства в решении проблемных вопросов пытались похитить денежные средства у коммерческой организации, осуществляющей деятельность в нефтяной отрасли.
При этом Копылова Я.П. была задержана с поличным в момент незаконного получения денежных средств в сумме 1200 тыс.рублей от директора компании. Уголовное дело, возбужденное по признакам состава преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, направлено в суд, указанные лица приговорены к мере наказания, связанной с лишением свободы на срок 3 и 4 года соответственно.

Работником этого же управления Киселевой Е.Н. в октябре 2012 г. при содействии должностных лиц Нижневартовского лесничества департамента лесного хозяйства ХМАО - Югры Збродова Е.М., Александрова А.Ф., Шкилева А.В. подписан незаконный акт приема- передачи рекультивированного земельного участка и ликвидации шламового амбара куста № 5 на Черногорском месторождении нефти. При этом решение о приемке земельного участка в лесной фонд принято в отсутствие проекта рекультивации, результатов осмотра участка и заключения по результатам исследования проб, чем причинен ущерб почве в размере 36750 тыс.рублей.

Указанные выше и подобные им факты во многом повлияли на то, что комиссией Росприродназора, проводившей в 2012 году проверку управления по ХМАО - Югре, деятельность подведомственного органа была признана неудовлетворительной, руководитель управления Антипов В.В. освобожден от занимаемой должности.

Во многом совершению экологических правонарушений и преступлений способствует неэффективная деятельность правоохранительных органов по привлечению виновных лиц к
ответственности и понуждению их к возмещению ущерба природным компонентам.

К примеру, управлением Росприроднадзора по ЯНАО с октября 2012 г. по март 2013 г. в адрес управления МВД по ЯНАО направлено 32 материала, имеющих признаки преступного нарушения природоохранного законодательства, связанных с причинением ущерба компонентам окружающей среды на сумму более 155 млн.рублей.

Ни одно из возбужденных по указанным материалам уголовных дел до настоящего времени не окончено производством, сумма возмещенного ущерба составила 24 млн.рублей, или 15,5 процентов.
Потенциальную опасность для окружающей среды представляют бесхозяйные объекты добычи и транспортировки нефтепродуктов.

Отсутствие контроля со стороны законного правообладателя указанных объектов за их техническим состоянием способствует повышению угрозы для экологической безопасности субъектов Российской Федерации.

К примеру, в апреле 2012 г. в Нижневартовском районе ХМАО- Югры в районе Белозерного газоперерабатывающего завода в непосредственной близости от лицензионного участка ОАО «Самотлорнефтегаз» (входило в холдинг ОАО «ТНК-ВР «Менеджмент») из бесхозяйного трубопровода произошел крупнейший разлив нефти, экологический ущерб от которого составил более 360 млн.рублей. В результате прорыва трубопровода в р.Койма разлилось более 60 тонн нефти.

Более того, в связи с тем, что р.Койма через р.Большая Запорная впадает в р.Вах, примерно в 10 км выше по течению от единственного водозабора г.Нижневартовска создалась реальная угроза здоровью населения этого города.

По факту порчи земли и причинения существенного вреда природным компонентам возбуждено уголовное дело, которое в настоящий момент приостановлено в связи с невозможностью установления виновного лица.

Не меньшую потенциальную угрозу экологической безопасности таят в себе расположенные на нераспределенных фондах недр скважины, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Согласно данным департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу на территории субъектов Российской Федерации пробурено 183839 скважин на углеводородное сырье (177313 скважин - в ХМАО - Югре, 5508 - в ЯНАО, 443 - в Тюменской области).

Из них 9385 скважин пробурено за счет средств федерального бюджета и являются собственностью Российской Федерации, 906 скважин является собственностью субъектов Российской Федерации (421 - ХМАО
Югры, 245 - ЯНАО, 240 - Тюменской области).

По данным территориального управления Росимущества в ЯНАО на нераспределенном фонде недр расположены 873 скважины, являющиеся собственностью Российской Федерации, из них 740 скважин ликвидировано, 133 находятся в консервации.

На территории ХМАО - Югры 2478 скважин, пробуренных за счет средств федерального бюджета, расположены в нераспределенном фонде недр, из них 2402 скважины ликвидированы, 1774 законсервированы.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014и 2015 годов, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н, расходы на консервацию и ликвидацию горных выработок на нераспределенном фонде недр отражаются по целевой статье 250 01 00 «Г еолого-раз вед очные и другие работы в области геологического изучения недр» и закрепляются за Федеральным агентством по недропользованию.

ОАО «Научно-производственный центр по сверхглубокому бурению - и комплексному изучению недр» согласно государственному контракту, заключенному с Роснедрами, в 2013 году ликвидировало 3 экологически опасных скважины на территории Тюменской области.

В силу Типового положения, утвержденного приказом Министерства экономики Российской Федерации от I ноября 2008 г.' № 374, территориальные управления Росимущества обязаны осуществлять полномочия собственника в отношении федерального, имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе осуществлять контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью федерального имущества, а при выявлении нарушений принимать необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

Несмотря на эго, территориальное управление Росимущества по ХМАО - Югре и территориальное управление по ЯНАО заявки навключение в перечень скважин, подлежащих ликвидации в рамках государственного контракта, не направляли.

В этой связи обследование и ликвидация расположенных на нераспределенном фонде недр скважин, пробуренных за счет бюджета Российской Федерации, в ЯНАО не производились, в ХМАО - Югре силами территориального управления Росимущества- проверена сохранность 8 из 2478 скважин (0,3%).

Таким образом, достоверная информация о техническом состоянии 3343 скважин, пробуренных за счет средств федерального бюджета и находящихся на нераспределенном фонде недр, отсутствует.

Затрудняет возможность контроля за техническим состоянием указанных скважин отсутствие их государственной регистрации.

Согласно данным органов Росреестра в ХМАО - Югре право государственной собственности Российской Федерации зарегистрировано в установленном порядке только на 39 из 4256 федеральных скважин (0,9%), в ЯНАО - 634 из 4659 скважин (13,6%).

В ХМАО - KDipe право собственности субъекта Российской Федерации зарегистрировано на 57 из 421 скважины (13,5%), в Тюменской области - на 5 из 240 скважин (2%).

Проверка отмечает недостаточно эффективное взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с федеральными структурами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением предприятиями нефтегазового комплекса природоохранного законодательства и законодательства об обращении с отходами производства.

В целях координации деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление и надзор в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования в субъектах Российской Федерации созданы межведомственные коллегиальные органы.

Так, в Тюменской области в соответствии с распоряжением областного Правительства от 28 июня 2010 г. № 904-рп создан Совет по экологической безопасности и рациональному природопользованию, который возглавляет Губернатор Тюменской области.

Постановлением Губернатора ХМАО - Югры от 7 июля 2009 г. № 101 создан Координационный совет в области охраны окружающейсреды под председательством заместителя Губернатора автономного округа, курирующего окружной департамент экологии.

В ЯНАО действует комиссия по экологической безопасности, положение о которой и ее состав утверждены постановлением Правительства автономного округа от 11 ноября 2010 г. № 352-П. Председателем комиссии является первый заместитель Губернатора автономного округа.

Вместе с тем вопросы в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при обращении с производственными отходами предприятий нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности в рамках заседаний межведомственных органов ЯНАО и Тюменской области ни разу не рассматривались.

В ХМАО - Югре указанная проблема рассмотрена только один раз. В 2011 году рассмотрен вопрос «О качестве информации о выполнении мероприятий, направленных на предупреждение, ликвидацию разливов нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории округа, представленной недропользователями за 2010 год».

Несмотря на то, что во всех субъектах Российской Федерации заключены соглашения о взаимодействии уполномоченных органов исполнительной власти с региональными управлениями Росприроднадзора, их реальное исполнение зачастую носит формальный характер.

К примеру, должностные лица управления Росприроднадзора по ЯНАО из 110 заседаний постоянной межведомственной комиссии по приемке в лесной фонд рекультивированных земельных участков, проведенных в 2013 г., приняли участие только в двух (1,8%).

Более того, приемке рекультивированного участка не предшествовало проведение федеральным надзорным органом экологического анализа проекта рекультивации, взятие проб на земельном участке на предмет его фактического обеззараживания. В этой связи достоверными данными о полноте и достаточности принятых природопользователем мер и восстановлении им нарушенных природных компонентов ни органы Росприроднадзора, ни органы исполнительной власти ЯНАО не располагают.
ВЫВОДЫ
Проверка показала, что интенсивное развитие нефтегазодобывающей отрасли в субъектах Российской Федерации сопровождается увеличением негативного воздействия на все компоненты природной среды, предприятиями топливно-энергетического комплекса загрязняется атмосферный воздух, водные и земельные объекты, нарушаются требования законодательства об обращении отходов производства.

Не всеми нефтегазодобывающими предприятиями выполняются требования Правительства Российской Федерации в части эффективного использования попутного нефтяного газа.

Не обеспечивается своевременная замена , изношенных внутрипромысловых трубопроводов, что приводит к массовым разливам нефтепродуктов и подтоварной воды.

Низкими темпами осуществляется рекультивации загрязненных земель, имеют место факты сокрытия нефтяных разливов.

Повсеместно нарушается природоохранное законодательства при размещении, использовании и обезвреживании отходов бурения.

Во многом отмеченные нарушения стали возможными в связи с ненадлежащей организацией контрольно-надзорной деятельности, недостаточным взаимодействием с федеральными структурами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устранением органов местного самоуправления от исполнения полномочий собственников муниципальных земель, передаваемых в аренду.
Объективировано в двух частях 25.01.2014 г. в 14:20 (время Московское)